Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 91" признана региональной инновационной площадкой «Ресурсный класс - возможность адаптации детей с расстройством аутистического спектра в общем образовании» (приказ Министерства образования Оренбургской области №01-21/1099 от 14.07.2025.
На данный момент ресурсный класс полностью сформирован. Дети зачислены в 1 класс. Свободные места отсутствуют.
С детьми будут работать педагог-психолог, педагог-логопед, тьюторы, учитель ресурсного класса.
Ресурсный класс — это образовательная модель, которая позволяет детям с аутизмом и другими нарушениями развития учиться в обычной школе вместе со сверстниками, развивающимися типично.
Основная цель модели «ресурсный класс» — создать такие специальные образовательные условия для любого ученика с особенностями развития, чтобы он смог включиться в жизнь образовательного учреждения в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.
Ресурсный класс не является отдельным классом. Все ученики, которые получают помощь в рамках этой образовательной модели, зачислены в обычные, регулярные классы. И вся работа коллектива ресурсного класса нацелена на то, чтобы ученик с аутизмом как можно чаще участвовал в уроках своего общеобразовательного класса.
Ресурсным классом называют также и кабинет, где дети с аутизмом отрабатывают разные навыки и умения, чтобы подготовиться к занятиям в регулярном классе.
Ресурсным классом можно называть любую образовательную модель, где дети под руководством компетентных педагогов могут регулярно восполнять или приобретать ресурс, необходимый им для того, чтобы учиться в школе. Специалисты ресурсных классов в обучении детей с аутизмом применяют методы, основанные на ПАП (прикладном анализе поведения).
В ресурсном классе дети обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК, а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования. В зависимости от потребностей ребенка, он может находиться в ресурсном классе как небольшую часть времени после занятий в общеобразовательном классе, восполняя свои дефициты, так и большую часть учебного времени, посещая общеобразовательный класс по индивидуальному плану. Занятия в ресурсном классе могут проходить один на один с преподавателем, или в небольших группах.
Помещение ресурсного класса делится на несколько функциональных зон: зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона сенсорной разгрузки и рабочая зона учителя. В зоне для индивидуальных занятий расположены парты с индивидуальными перегородками, позволяющими проводить занятия «один-на-один» в помещении, в котором присутствует несколько учеников и специалистов. Зона для групповых занятий представляет собой общий стол, за которым ученики могут выполнять совместное задание или отрабатывать навыки социального взаимодействия (например, играя в настольные игры) и/или несколько парт, стоящих рядом с доской, представляющих собой небольшой образец общеобразовательного класса, и позволяющих отрабатывать навыки реагирования на фронтальную инструкцию. Зона сенсорной разгрузки (или зона отдыха) представляет собой небольшую площадку для подвижных игр и отдыха между занятиями, а также восполнения сенсорных дефицитов детей.