Профориентационный минимум
☝ Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности.
Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
- развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
- разработка научно-обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
- систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
- включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
- включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
☝Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
✅базовый (не менее 40 часов в учебный год),
✅основной (не менее 60 часов в учебный год),
✅ продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Целевой аудиторией являются преимущественно обучающиеся 6–11 классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
В 6–9 классах осуществляется формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.
В 10–11 классах – развитие готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению.
Младшие школьники и обучающиеся 5 классов также привлекаются в разные профориентационные мероприятия, связанные со знакомством школьников с миром профессий и формированием у них понимания важности правильного выбора профессии.
Одним из ключевых профориентационных проектов, который помогает организовать взаимодействие родителей, детей, педагогов, социальных партнеров, является федеральный проект «Билет в будущее».
Система профминимума в школе представляет собой тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, а также единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, который включает в себя направления:
- урочная деятельность, осуществляется через профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, на которых рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности, разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
- внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога-психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
- воспитательная работа - экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий;
- дополнительное образование подразумевает выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей;
- профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
- взаимодействие с родителями (законными представителями) - взаимодействие с родителями или законными представителями через родительские собрания, участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий, а также психологическое сопровождение выбора профессии.
- реализация профильных предпрофессиональных классов.
По всем представленным направлениям ведется целенаправленная и трудоемкая работа администрации, учителей, классных руководителей с целью индивидуализации профориентации и для углубленного знакомства обучающихся с возможностями своего региона в сфере профессионального самоопределения.